Пока по десятибалльной шкале оценки инклюзивности городской среды ни один город...

Пока по десятибалльной шкале оценки инклюзивности городской среды ни один город России не добрался до высшей отметки, считают эксперты. Однако городские управленцы, работающие над повышением лояльности жителей к власти и следующие актуальным повесткам, держат тему инклюзивности в фокусе

В принципе все знают, что инклюзивность городской среды — это концепция обустройства и создания пространств, удобных для всех групп пользователей, включая маломобильных граждан, людей с нарушением слуха, зрения, когнитивного состояния и так далее. Основными принципами такой среды являются доступность, безопасность и удобство.

Переходя в разговоре с BFM.ru от общего к частному, руководитель проектов консалтингового бюро Atlas Елена Трубина подчеркивает, что на основе этих простых принципов профессионалы сформировали направления и понятия, смежные с темой инклюзивности и отвечающие за разные блоки: безопасная городская среда, доступная городская среда, безбарьерная городская среда и универсальный дизайн. И ко всем этим понятиям есть определенные требования.

— Например, безбарьерная городская среда создается за счет проектирования и/или адаптации сложившегося пространства, чтобы на пути из одной локации в другую для людей не было физических и сенсорных препятствий. Физические барьеры мы все знаем: отсутствие пандусов на пешеходных переходах с тротуара на проезжую часть (камни-аппарели, бордюры и тому подобное), заездов в здание в уровень с тротуаром, цветочные кадки, установленные посередине маршрута, крутые уклоны путей. Сенсорные барьеры — это, соответственно, то, что мы слышим и видим. Раньше была распространена громкая аудиореклама из торговых точек, и большое количество пересекающихся сообщений могло создавать барьер на пути. Визуальными барьерами является яркая светодиодная и неоновая реклама с резко мигающей иллюминацией, которая может быть помехой для людей с проблемами концентрации или эпилепсией. Избыточная или хаотичная информационная навигация, то есть большое количество указателей, знаков, плохо сочетающихся между собой, становится проблемой для всех категорий пользователей.

— А требования к доступности — это что, какой-то принципиально иной набор?

— Доступной среда считается тогда, когда все горожане могут беспрепятственно перемещаться в пространстве, свободно пользоваться сервисами и услугами, а также общественным транспортом (как наземным, так и метро), иметь удобный доступ в здания и сооружения, терминалы вокзалов и аэропортов. Это достигается проектированием новых зданий с учетом универсального дизайна и мерами по повышению доступности существующих сооружений: специализированными пандусами, нулевой отметкой входа, установкой специальных лифтов и подъемников, поручней, специальных покрытий и так далее. На повышение доступности среды также работают меры по борьбе со снегом и осадками, гололедицей. Доступность среды на минимально допустимом уровне регулируется нормативно-правовой документацией по проектированию. Планка выше минимальной обозначена в рамках рекомендаций, не требующих жесткого контроля.

— Понятно. А что с требованиями по безопасности?

— Тут название говорит само за себя: речь идет о том, чтобы городская инфраструктура была организована физически безопасно, то есть без травмоопасных сценариев использования территорий. Соответственно, ментально здесь должно быть комфортно и спокойно. Такой среда должна быть абсолютно для всех без исключения, однако правила, регулирующие требования к застройке и организации пространств, не предусматривают обеспечение этой в широком плане безопасности для всех: в них учитывается принцип большинства. Поэтому мы так часто встречаем понятие «доступная и безопасная городская среда» — ведь именно доступностью эта безопасность на определенном уровне достигает нормы для большинства.

— Осталось поговорить об универсальном дизайне…

— Это подход к созданию продуктов, объектов и окружающей среды в целом, который направлен на обеспечение доступности и удобства использования для всех людей независимо от их возраста, способностей или физических особенностей: детям, взрослым и пенсионерам, инвалидам-колясочникам, людям с ограничением зрения и нейроотличиями, велосипедистам — удобно должно быть всем. Само понятие универсальности объединяет подходы к проектированию без деления на целевые аудитории, а значит, интуитивно считывается навигация, нет препятствий и ограничений. Универсальный дизайн не закреплен в рамках нормативно-правовых актов, однако при проектировании такой метод схож с проектами в консалтинге: внимательно изучаются все поведенческие сценарии и особенности, и проектируется среда, максимально адаптивная под индивидуальные потребности.

Как поясняет Елена Трубина, в первую очередь вся инфраструктура должна быть доступна круглосуточно и круглогодично. Существуют строгие регламенты или как минимум рекомендации по уровню освещенности пространств, режиму включения/выключения света, установке систем безопасности (аудио- и видеонаблюдения), организации дорожного движения (правил ГИБДД, работы светофоров, парковочных пространств) и так далее. Минимально базовый уровень строго зафиксирован в регламентах эксплуатации городских территорий.

Для общественных пространств есть также несколько сводов правил и ГОСТов, регулирующих отдельные положения. Например, пешеходные пути должны быть безбарьерными, с шириной тротуара не менее 1,5 метра и наличием «карманов» с определенным шагом для возможности разъезда встречных пользователей. Пути необходимо делать ровными, без ям и выбоин, с шероховатой поверхностью и определенным коэффициентом сцепления подошвы с покрытием. Необходимо, чтобы у покрытий был определенный уклон, безопасный для перемещений.

Еще один пример: лестницы необходимо дублировать пандусами, лифтами или альтернативным маршрутом без перепада рельефа. Требования к пандусам тоже завизированы, их нужно строго соблюдать: ширина не менее метра, уклон 5-8%, поручни определенного сечения и определенной конфигурации, установленные в двух уровнях (700 и 900 миллиметров), завершение поручней кольцом для удобного перехвата руками. Если пандус превышает допустимую длину, его делят на несколько маршей с разворотными площадками определенных габаритов, допускающих разворот на коляске.

Входы в общественные места и общественный транспорт, спуски в метро должны маркироваться специальной тактильной плиткой. «Еще несколько лет назад в Москве был бум на применение тактильной плитки. Однако нужно понимать, что в холодном климате ей необходимо уделять дополнительное внимание, правильно эксплуатировать зимой. Применение такой плитки без дополнительного обслуживания актуально в местах под навесами, на платформах наземного метро, входах перед подземкой и остановках общественного транспорта, перед пешеходными переходами и входами в здания. Для людей с нарушением зрения в последние годы стали наиболее распространены светофоры с аудиосигналами регулирования движения, а в общественных пространствах — смарт-опоры с аудиооповещением», — продолжает приводить примеры эксперт.

Отдельные своды правил, регулирующих доступность для маломобильных граждан, есть для зданий и сооружений: нормируется ширина коридоров, где предполагается движение на колясках, требования к ширине дверных проемов, к установке пандусов, габаритам и конфигурации поручней, подъемникам, кнопкам вызова персонала на улице и внутри зданий, лифтам и прочим удобствам. Прозрачные витрины маркируются ярким контрастным знаком (желтые кружки) для повышения внимания и нивелирования травмоопасных ситуаций.

По наблюдениям Елены Трубиной, часть требований укоренились в сложившейся практике, часть еще требуют внимания, а есть и вовсе некие временные методы адаптации. «До сих пор существуют «слепые зоны» в доступности объектов культурного наследия, которые, с одной стороны, необходимо бережно сохранять и охранять, а с другой — обеспечивать доступность и безбарьерную среду в виде мер по расширению проемов, пересмотра геометрии и так далее. Решение и проект каждый раз согласуются в индивидуальном порядке: пандусы, подъемники, наземные лифты либо полное их отсутствие. При редевелопменте зданий ряд изменений проблемно внедрить из-за сложностей с получением разрешений и согласований различных инспекций или конструкторской документации для расширения коридоров, проемов, организации лифтов, а порой из-за общего удорожания проекта», — считает эксперт.

В целом, по оценкам собеседницы портала, с точки зрения общественного мнения мы — в процессе трансформации. На примере Москвы можно отметить, что городские управленцы, работающие над повышением лояльности жителей к власти и следующие актуальным повесткам, держат в фокусе данную тему. «Горожане привыкли к качественному и своевременному сервису, который ожидается в физической и цифровой среде. Раньше мало кто задумывался об отсутствии пандуса или регулируемого пешеходного перехода, сейчас же активно применяют сервисы «Добродел» и «Активный гражданин», где любое отклонение от заявленного качества среды фиксируется в виде жалоб и ставится на контроль балансодержателей и управленцев», — говорит Елена Трубина.

Она признает, что одна часть общества осознанно относится к потребностям всех групп пользователей, другая все еще живет в старой парадигме. Но мы, безусловно, развиваемся, пространства становятся доступнее и комфортнее, появляются стандарты, рекомендации, справочники по решениям и оборудованию. «На мой взгляд, тему инклюзивности, сосуществования разных целевых аудиторий, их ощущений от сценариев жизни необходимо чаще обсуждать на профессиональном уровне, освещать «серые зоны», говорить о самых разных потребностях людей, привлекать к этим проблемам внимание молодой аудитории, и тогда мы перейдем на новый уровень организации пространства», — уверена Елена Трубина.

Если попытаться составить рейтинг инклюзивности российских городов, то по десятибалльной шкале ни один город не отмечен идеальным показателем. «Об этом свидетельствуют итоги общественных дискуссий, на которых я была ранее, и результаты обратной связи от представителей разных целевых аудиторий. Есть тройка городов-лидеров — Москва, Сочи и Казань, существуют отдельные прекрасно адаптированные пространства, удачные примеры в инфраструктуре, однако всегда находятся частные случаи, когда пандус сломался или человеку некомфортно просить сопровождения спецслужб метро и предприятий. Новые стандарты проектирования, нормы, которые вводятся, все больше учитывают аспекты инклюзивности дизайна, и архитекторы-проектировщики базовую планку потребностей выдерживают. А это значит, что со временем и города можно будет оценить по максимальной шкале», — уверена Елена Трубина.

Согласны ли с ее мнением игроки рынка недвижимости — архитекторы и девелоперы, представители консалтинговых и управляющих компаний? Что делают, чтобы созданная в их проектах среда могла не только красиво называться, но и в реальности быть инклюзивной? Считают ли достаточным законодательное регулирование в этой сфере? Об этом — в следующий раз.

По материалам портала ners.ru