В России заработал закон о так называемой гаражной амнистии. Документ позволяет в...

В России заработал закон о так называемой гаражной амнистии. Документ позволяет в упрощенном режиме оформить права на незарегистрированные гаражи и участки под ними. В Екатеринбурге подобными послаблениями могут воспользоваться 647 гаражно-строительных кооперативов.

По подсчетам администрации Екатеринбурга, в черте города расположено примерно 10–15 тыс. гаражей. Более точную цифру никто назвать не может, поскольку оценка делается по косвенным признакам. Не оформленных в собственность объектов может быть еще больше.

С одной стороны, чиновникам важно вывести подобные гаражи из «серой зоны», поскольку это дополнительные поступления в бюджет за счет земельного налога и налога на имущество. С другой стороны, гаражи, как правило, выглядят неопрятно, а их легализация сильно осложняет застройку или благоустройство деградирующей местности.

Чиновники из городской администрации в приватных разговорах подтверждают, что инициатива гаражной амнистии неоднозначная: с точки зрения градостроительства и сохранения компактности Екатеринбурга эти территории можно использовать эффективнее. К тому же гаражи часто являются помехой для реализации девелоперских проектов.

Так, в прошлом году (еще до федерального закона) мэрия приняла программу управления земельными ресурсами. В частности, документ предусматривает демонтаж металлических гаражей (1150 боксов по всему городу). Высвобожденные площадки администрация собирается вовлекать в хозяйственный оборот.

По мнению директора «УГМК-Застройщик» Евгения Мордовина, индивидуальный гараж в центре города — расточительно, а альтернативой могут стать общественные паркинги.

«Гаражи в городе, по сути, формируют большую полосу отчуждения. Место для хранения 30 машин может занимать целый гектар. Легализация объектов недвижимости, на которые люди потратили деньги, — это правильно, но параллельно нужна программа по выкупу гаражей и их сносу. В этом случае владельцам могли бы компенсировать затраты деньгами или путем предоставления парковочных мест в том же районе, но в современных паркингах», — говорит Мордовин.

Также застройщик считает, что каждый объект собственности, даже самый маленький, если рядом идет стройка, пробретает ценность как инструмент зарабатывания денег и спекуляций. Логика такая: гараж нужен не для того, чтобы там ставить машину, а чтобы его можно было втридорога продать.

«Непонятно, как закон аукнется через несколько лет. Мне кажется, можно подумать над тем, чтобы оформлять гаражи не как объект недвижимого имущества (в этом случае он будет привязан к участку под ним), а как временное сооружение. Тогда можно изымать землю, компенсировать владельцам потраченные деньги и развивать территорию эффективно», — добавил он.

Примерно так же ранее рассуждал архитектор бюро R1 Евгений Волков. Вот фрагмент из его колонки для 66.RU:

— В советское время людям предоставляли участки под дачи и гаражи на территориях, где нельзя было построить жилье, — в коридорах ЛЭП, на участках с сильным рельефом, на территориях, зарезервированных под строительство будущих дорог. Сейчас самое время строить в этих местах жилье и городскую инфраструктуру. В России есть города, например Иркутск, где огромные гаражные массивы находятся практически в центре города. Но после принятия «гаражной амнистии» они останутся там навсегда.

Глава компании «Астон» Вячеслав Трапезников, наоборот, трактует закон как одну из предпосылок к реновации таких территорий.

«Не секрет, что ГСК имеют потенциал для реновации, но застройщиков часто останавливало отсутствие у владельцев зарегистрированых прав на такие объекты. Теперь в обмен на денежные средства девелоперы получат полноценные права на земельный участок», — сказал Вячеслав Трапезников.

- Большое количество гаражно-строительных кооперативов (ГСК) появилось еще в советское время или до принятия нового Градостроительного кодекса. Их правовой статус в действующем законодательстве отсутствует. Часто на них утеряны правоустанавливающие документы. При этом такие объекты неправильно называть самовольными постройками. Разработчики закона считают, что необходимо вписать ГСК и участки под ними в современные правовые нормы.

- Как заявил РБК управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт, сейчас фактический владелец не может зарегистрировать права собственности на такой гараж, потому что формально он не является вновь построенным сооружением, но и выкупить не может, потому что земля под гаражом передана «на непонятно каких условиях неизвестно когда и неведомо кому».

- Воспользоваться амнистией смогут владельцы гаражей, построенных до 30 декабря 2004 года. Они и их наследники смогут бесплатно приватизировать землю под ними. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Гаражи могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками. Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства или муниципалитета.

- Речь идет только о сооружениях, у которых есть фундамент и стены. Но поскольку большая часть гаражей в кооперативах не является капитальными объектами, то закон планируют распространить на все гаражные сооружения, входящие в ГСК.

- Гараж не попадет под амнистию, если он признан самовольной постройкой, подлежащей сносу. К категории саомстроев относят, например, так называемые «ракушки». Кроме того, не могут быть приватизированы гаражи, если они являются вспомогательными и используются для предпринимательской деятельности — для услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомобилей.

По материалам портала ners.ru